Акценты 22 апреля 2015 11:26 Просмотров: 86

Лариса Крохалёва: Воспитывать нужно только душой и сердцем

Студенты 2-го курса отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина – участники проекта «Медиаобразование» – встретилась с заместителем главы администрации города Рязани.

Студенты 2 курса отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина – участники проекта «Медиаобразование» – встретилась с заместителем главы администрации города Рязани Ларисой Анатольевной Крохалёвой.

– Лариса Анатольевна, мы знаем, что Вы – выпускница факультета русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического института (сегодня – РГУ имени С.А. Есенина) и Заслуженный учитель Российской Федерации. Что повлияло на выбор педагогической профессии?

С детства хотела стать учителем, работать в школе, о другой профессии и не мечтала – поэтому сделала такой выбор. Почему русский язык и литература? Наверное, потому что у меня гуманитарный склад ума. Хотя и по математике с физикой были пятёрки.

– Какие профессиональные достижения Вы считаете самыми главными?

На мой взгляд, для учителя самое главное – это слушать и слышать. В этой работе не может быть формального подхода. Я всегда стараюсь поставить себя на место человека, понять его, мотивацию его поступков. Основное мерило – это умение видеть в людях людей, стараться им помочь, не зависимо от того, кто они, где они, что они. Быть человеком.

Одним из достижений считаю то, что удалось защитить диссертацию. Тема у меня была сложная: «Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне». Написала диссертацию благодаря своему научному руководителю. Если бы не её напористость и целенаправленность, я бы никогда не закончила эту работу. Каждое утро, в семь часов, раздавался звонок, и Лидия Константиновна Гребёнкина, мой научный руководитель, спрашивала, что я написала за ночь. А в девять вечера она звонила и напоминала, что пора приступать к работе.

Достижением можно считать и верность профессии. Я много лет отдала системе образования. А трудовая деятельность началась с должности директора школы в село Субботино Захаровского района, куда поехала работать по распределению.

Но самое главное моё личное достижение – что я смогла стать другом своей дочери. Далеко не всегда мама и дочка бывают подругами.

– Насколько ценным Вы считаете опыт, полученный во время работы в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, где, насколько нам известно, Вы курировали ответственные направления – науку и учебно-методическую работу?

 Работа в вузе принесла мне много пользы. Во-первых, я пообщалась со студентами, во-вторых, изучила на собственной шкуре, чему учат, и поняла, что 70% из этого никак не относится к последующей профессиональной деятельности, а просто работает на расширение кругозора. В университете я приобрела новый ценный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности.  .

– В вузе Ваша преподавательская деятельность продолжалась?

Да, я преподавала в вузе. Вела педагогику.

– Были ли у Вас любимые учителя, педагоги?

 В вузе – это Иван Петрович Милёхин. Когда я училась, он был проректором по учебной работе. Человек необыкновенной души. Он оставил глубокий след в моей судьбе. Также как Анатолий Петрович Лиферов – человек, давший нашему общему образовательному учреждению возможность развиваться и звучать на всю Россию. Владимир Николаевич Живикин, с ним работала 25 лет. Он достаточно долго возглавлял систему образования города. Это человек, который умел принимать решения и брать на себя ответственность за них. Я считаю, что это основное качество руководителя. 

– Навещают ли Вас Ваши ученики?

С учениками  общаюсь. С первым классом, который вела в 58 школе, когда приехала из Субботино, с ребятами из 35 школы, где работала заместителем по воспитательной работе. Помню их по именам, знаю их семьи. Даже в субботинскую школу до сих пор отправляю поздравительные открытки.

– В чём, по-вашему  мнению,  заключается разница работы в административных подразделениях и непосредственной работы со студентами, учащимися школы? Трудно ли Вам далось решение полностью посвятить своё рабочее время административной работе?

Редко кто сам выбирает работу чиновника. Так складывается судьба или таковы обстоятельства. У меня всё началось с работы инспектора в школе в  1989 году. Я была для этой должности ещё молодой, но так как всегда стремилась повышать свой уровень, я согласилась попробовать.

Чем работа чиновника отличается от работы учителя? И там и там тебе приходится принимать решения. Это достаточно сложно вне зависимости от того, кого это решение затронет, конкретного человека или весь город. Но мало уметь принимать решение, надо ещё нести за него ответственность. Очень хотелось бы, чтобы все чиновники это понимали.

В учебных заведения тоже много своих непростых решений. Например, решили отчислить студента политехнического института за неуспеваемость. Я заступилась, попросила оставить. Ведь он может сейчас запутался, надо просто его направить. У человека должна быть возможность исправиться в лучшую сторону, а не катиться в пропасть.

В школе большое значение имеет умение найти индивидуальный подход, раскрыть таланты ребёнка, заинтересовать его учебным процессом. И когда тебе это удаётся – это такая буря положительных эмоций.

Такой эмоциональной отдачи от работы чиновника нет. К чиновнику ведь идут в основном люди с жалобами и проблемами. Сегодня пришло письмо из школы № 11, просят всему коллективу объявить благодарность за работу с беженцами. Таких писем очень мало: 2-3 на сотню жалоб. Жалобы – всегда негатив, с негативом работать сложнее.

В школе душой чувствуешь каждого ребёнка, ощущаешь каждой клеточкой. У ребёнка глаза светятся – у тебя глаза светятся. Поэтому работа в школе совершенно отличается от работы чиновника.

А в целом, и в административной работе и в школе должен присутствовать профессионализм, это однозначно. Если человек – профессионал, то он может справиться с любым делом.

– Лариса Анатольевна, решение каких проблем входит в Вашу компетенцию в должности заместителя главы администрации?

Сфера образования – самая объёмная, кроме того – спорт, культура, вопросы социального обеспечения, которые в компетенции города –  это всё мое.

– Наверное, вам часто приходится бывать в школах. Какие позитивные изменения в системе школьного образования Вы могли бы назвать?

Во-первых, общество поменяло своё отношение к образованию, оно стало более целенаправленным. Сейчас родители повышают требовательность не к себе, а к образовательному учреждению. Тем не менее, родительское воспитание и внимание не сможет заменить ни одна школа.

Изменился кадровый состав системы образования: 96% педагогов имеют высшее образование, 68% – это учителя высшей и I квалификационной категории, увеличилось число молодых педагогов. 

Неизменным остаётся только одно: воспитывать нужно только душой и сердцем, даже при наличии всех знаний мира, душу воспитывает только душа. И мне кажется, что именно души сегодняшней школе немного не хватает.

– Какие изменения, по Вашему мнению, должны произойти в социальной сфере города Рязани, чтобы рязанцам и гостям города стало ещё комфортнее здесь жить, работать, организовывать свой досуг?

На мой взгляд, в городе за последнее время многое поменялось в лучшую сторону. Однако проблемных вопросов всё ещё много. Один из них – поддержка молодого поколения рязанцев. Образование можно получить, но достичь определённого материального положения молодым сейчас очень трудно. Нужно увеличить возможности для получения жилья молодым семьям, помогать с трудоустройством.

Сегодня в городе снята острая проблема устройства детей с трёх лет в детские сады. За последние 2,5 года в Рязани реконструировано и построено 12 дошкольных образовательных учреждений. 

Меня волнуют и вопросы благоустройства. В частности, наши парки, места отдыха нуждаются в облагораживании. Хорошую помощь здесь оказывают волонтёры. Кстати говоря, служба добрых дел в городе очень развита, у нас сейчас 2500 волонтёров.

– Известно, что многие молодые люди, получив высшее образование, уезжают работать в другой город? В чём, по-вашему, главная причина?

Скорее всего, другой город – это Москва или Санкт-Петербург. В этих городах совершенно другая система оплаты труда. Догнать столицы нашей страны мы не сможем, на это нужно смотреть реально.

Если говорить о поддержке молодых специалистов в системе образования, то молодым семьям предоставляется возможность встать на учёт, чтобы получить денежные выплаты на покупку жилья. Дети работников сферы образования бесплатно посещают детские сады, зачисляются вне очереди. Но этого мало, нужно расширять возможности для молодёжи, тогда кадровый дефицит значительно уменьшится.

– Как вы проводите своё свободное время, если оно у вас, конечно, есть?

Время, конечно, есть. На сегодняшний день главное моё увлечение – это мой внук, ему сейчас 5 лет. Всё моё свободное время я посвящаю ему, но также люблю читать литературу психологического плана, классику.

– Лариса Анатольевна, через год РГУ имени А.С. Есенина исполнится 100 лет. Что вы пожелаете студентам и преподавателям университета в преддверии этого большого события?

Я  хотела бы пожелать вузу к столетию чёткого и ясного места под солнцем. Преподавателям – талантливых выпускников, которые бы принесли славу вузу, а студентам – возможность найти себя, заниматься любимым делом, стать профессионалом.

Материал подготовили: Мария Жарикова, Диана Масякина, Замира Трибунская, Юлия Никонович.



НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
Загрузка...

Популярные новости

Вверх