Курс валют: $ //-// € //-//
         
http://7info.ru/news/main/v_rjazanskom_teatre_na_sobornoj_sostojalas_premera_knjazhny_meri/

В Рязанском театре на Соборной состоялась премьера «Княжны Мери»
Историей о Печорине театр закрыл очередной сезон.

Главная новость   1898

В четверг, 30 июня, в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) состоялась премьера спектакля «Княжна Мери». Показом театр закрыл очередной сезон.

Постановку по одной из частей романа «Герой нашего времени» можно было смело назвать одной из самых ожидаемых премьер сезона. Литературная классика знакома всем давно, тем более, что «Герой нашего времени» – одно из произведений школьной программы. Впрочем, режиссёр Марина Есенина не стала превращать спектакль в перевод литературного текста в театральный формат, а предложила зрителям освежить восприятие классики, позволив по-иному взглянуть на историю Печорина. Ситуацию с княжной Мери Марина Есенина не случайно выбирает в качестве ключевой – чувства, обострённые до предела, приводящие к смертельному конфликту, как нельзя лучше «высвечивают» человеческие качества лермонтовского героя. Выясняется, что перед нами – история не циника и скептика, а человека, разочаровавшегося в светском обществе, жертвой которого он во многом является. В противостоянии с обществом Печорин оказывается в одиночестве, а победа даётся ему дорогой ценой – разладом между сердцем и разумом. Подобная дилемма была свойственна и самому поэту – вот почему режиссёр подчёркивает сходство главного героя и Лермонтова, словно рассказывая и о его жизненном пути.

Спектакль удивит тех, кто пришёл в театр «на классику», не только необычным прочтением привычного образа, но и исполнителем роли Печорина. Роль лермонтовского героя на себя примерил Дмитрий Мазепа – актёр, которого зритель привык видеть в комических ролях. В «Княжне Мери» у него далеко не смешная роль, требующая большой самоотдачи и чёткого следования режиссёрской задаче. В целом актёр с нею справляется – создаёт образ мечущегося и рефлексирующего героя, страдающего от одиночества, но не желающего идти вместе с окружающими.

«Инакость» Печорина подчёркнута и художественными средствами – действие разворачивается на наклонном помосте, где разыгрываемая драма превращается в настоящий спектакль, за которым Печорин наблюдает со стороны. Зрителем он остаётся и когда сам становится действующим лицом срежисированного собою действия – наблюдает за признанием юной княжны, любуется негодованием Грушницкого на балу у княгини Лиговской. В то время, когда зритель уже думает, что герой – чудовище, постановщик раскрывает карты – и мундир на Печорине чёрен, но с красной подкладкой – это словно намёк на то, что у него есть живые человеческие чувства. Вот почему, когда от его руки погибает Грушницкий, на сцене – совершенно иной Печорин, ощущающий жестокость и бесчеловечность своего поступка. Подобных намёков, направляющих зрителя, в спектакле немало: это и романс о белом одиноком парусе, который ищет бури – словно параллель к судьбе главного героя и стихам М.Ю. Лермонтова, и цветовая гамма – красный, белый, чёрный.  Действие спектакля предельно кинематографично – каждая мизансцена словно приближает нас к трагическому финалу, сжимая пространство. В финальной сцене поединка перед зрителем – только узкая полоска сцены, где есть  место только для двоих.

Рисуя сложный образ Печорина, создатели спектакля не оправдывают героя – свой приговор ему должны вынести зрители, которых постановка должна заставить задуматься или, по крайней мере, перелистать столь знакомую классику.

Наталья Бирюкова.