Курс валют: $ //-// € //-//
         
http://7info.ru/news/main/chto_zhdat_rjazancam_ot_novogo_zakona_ob_osago/

Что ждать рязанцам от нового закона об ОСАГО
Позиция страховщиков в отношении законопроекта далеко не однозначна.

Главная новость   1135

В понедельник, 20 марта, в здании МСК «Страж» состоялась пресс-конференция на тему поправок в законопроект о натуральных выплатах в ОСАГО. Это было сделано «по горячим следам» после того, как в пятницу, 17 марта, Госдума в третьем чтении приняла означенные поправки.

Предполагается, что 22 марта законопроект одобрит Совет Федерации, вскоре затем подпишет президент. При таком развитии событий новшества начнут действовать в мае. К чему готовиться рязанцам в связи с переходом на новую методику страхования?

Пресс-конференцию провёл генеральный директор компании Сергей Гущин, президент Рязанской ассоциации страховщиков, член Совета Союза страховщиков  «Урало-Сибирское соглашение» и ряда других экспертных организаций по вопросам страхования.

Сергей Гущин вкратце пояснил прессе суть поправок. Ими вводится преимущество натуральной формы выплаты населению по ОСАГО – вместо выдачи потерпевшим денег теперь будет практиковаться направление на ремонт в один из сервисов, аккредитованных в страховой компании. В идеале потерпевший должен получить отремонтированную машину без доплат со своей стороны.

Чтобы соблюсти интересы автовладельцев, закон накладывает жёсткие ограничения на взаимодействие страховых компаний и страховых сервисов, подчеркнул Сергей Гущин. За качество ремонта будет отвечать страховая компания. Предусмотрены штрафы со страховой компании (в размере 0,5 %) и с автосервиса за каждый день просрочки ремонта свыше 30 дней. Страховщикам и сервисам запрещено использовать при ремонте любые запчасти, кроме новых и оригинальных. Повышены гарантийные сроки – полгода на ремонт механизмов и год на кузовные работы. Сервис, куда направляется потерпевший, должен быть не дальше 50 километров либо от места ДТП, либо от места жительства клиента.

Также Сергей Гущин обозначил прессе, что поправками отменяется ранее действовавшая схема: прежде в том случае, если в ДТП участвовало более двух машин, потерпевший должен был обращаться за компенсацией в страховую компанию виновника аварии. Эта норма отменена, потерпевший в любом случае может обращаться в свою СК и от неё получать направление на ремонт автомобиля. За единственным исключением: ДТП с причинением тяжёлого вреда здоровью или гибелью человека. В таких случаях страховые выплаты делает страховщик виновника ДТП.

По словам Гущина, для автолюбителей данный законопроект выгоден тем, что ремонт автомобиля оплачивается без учёта износа, то есть человеку не придётся доплачивать за него. Однако законопроект также устанавливает ряд исключений, при которых пострадавший имеет право рассчитывать на денежное возмещение вместо натурального.

Позиция страховщиков в отношении законопроекта далеко не однозначна, подчеркнул Сергей Гущин.

– Если раньше выплату потерпевшим мы делали деньгами по единой методике с учётом износа, то теперь нам придётся оплачивать ремонт без учёта износа, – объяснил Гущин прессе. – По оценкам экспертов, это увеличит размер выплаты на 20-25%. Поэтому страховым компаниям закон скорее невыгоден. Тем не менее, страховщики его поддерживают по двум причинам, так как надеются, что натуральная форма возмещения уменьшит огромное количество недобросовестных получателей страховых выплат с помощью таких же недобросовестных автоюристов. Побороть это зло нет других возможностей, кроме этого законопроекта.

 Сергей Гущин напомнил собравшимся, что позиция МСК «Страж» была неизменна с самого ввода в действие ОСАГО, с 2003 года: страховая компания настаивала на том, что в рамках обязательного страхования страховщики должны ремонтировать машины с учётом износа и без необходимости потерпевшего доплачивать за ремонт. Отсутствие этой нормы  Гущин назвал главной ахиллесовой пятой закона 2003 года и добавил, что писал об этой проблеме в своём блоге на сайте Агентства страховых новостей АСН «Как нам починить ОСАГО».

– Такие предложения вносились ещё 3 года назад, когда рассматривалось право потерпевшего на возмещение вреда путём ремонта, но, к сожалению, тогда нам не удалось отстоять свою позицию, – отметил Гущин.

По его мнению, это привело к тому, что после каждого ДТП страховщики получали двух недовольных людей: потерпевшего, которому выплаченных денег не хватало на ремонт, и виновника ДТП, тоже обладателя полиса ОСАГО, с которого пытались взыскать разницу в стоимости износа. Вокруг выплаты этой разницы возникало большое количество судебных процессов, пришлось вмешиваться даже Верховному и Конституционному суду.

Настоящий законопроект, считает Гущин, соблюдает требования Гражданского кодекса: если потерпевшие станут получать полностью отремонтированные машины, они получат таким образом полное возмещение вреда. Законопроект защищает всех, кто пользуется полисом ОСАГО. Любой добросовестный клиент, прежде всего, после ДТП заинтересован в качественном и быстром ремонте автомобиля, а не в денежной выплате, которую потратит в автосервисе, заявил Гущин.

Сергей Гущин отметил, что компания «Страж» все эти 13 лет активно практиковала направление потерпевших на ремонт, когда это было возможно.

Однако Гущин не смог умолчать и о том, что в ходе приёма законопроекта во втором и третьем чтениях было принято много поправок, осложняющих страховщикам организацию ремонта, даже тем компаниям, которые ранее использовали натуральную форму. Это потому, полагает он, что разработчики закона не учли многих требований страхового сообщества.

Одной из проблем Гущин назвал предписание обязательно использовать при ремонте новые «родные» для машины запчасти. Но как быть, если машины уже не выпускаются, или ввезены в Россию неофициальными дилерами, или автомобиль старше 10 лет? За рубежом в подобных случаях разрешено применять запчасти-аналогии, в России законопроект этого не позволяет. Сергей Гущин выразил опасение, что страховщикам станет трудно находить автосервисы, которые возьмут на себя жёсткие обязательства за месяц починить машину и обеспечить её новыми запчастями.

Второй сложностью Гущин считает требование отправлять автомобиль «моложе» двух лет, состоящий на гарантии, к авторизованному дилеру. Не факт, что все подобные сервисы возьмутся чинить машины по ОСАГО по ценам единой методики – в 2-3 раза меньше, чем они привыкли работать. Также во многих городах не представлены дилеры ряда марок. Из Рязани, к примеру, исчез дилер марки БМВ и ещё некоторых, отметил Гущин.

По мнению Сергея Гущина, технические сложности оформления натуральной выплаты приведут к тому, что в настоящее время немного автолюбителей сможет воспользоваться этой формой, и в этом закон не учитывает интересы потребителей.

Что касается страховщиков, то мнение профессионального сообщества, которое выразил Сергей Гущина, таково: натуральную форму возмещения убытков надо было вводить раньше, пока рынок страхования автомобилей не был убыточным, тогда введение новых мер прошло бы более безболезненно.

Сейчас убыточность автострахования находится на максимальном уровне, сказал Гущин. В Рязани, достаточно благоприятном регионе, соотношение выплат к взносам в 4-м квартале прошлого года составляло 73%. В целом по России она ещё выше. Страховые компании выплачивают больше денег, чем собирают. Та же тенденция продолжилась в январе – СК выплатили на 300 миллионов рублей больше, чем собрали, по данным Российского союза автостраховщиков. МСК «Страж» за январь и февраль выплатили впервые за 13 лет работы по ОСАГО больше денег, чем собрано, поделился Сергей Гущин.

Увеличение выплат страховых сумм приводит к тому, что они уже непосильны страховщикам. Прогноз Сергея Гущина неблагоприятен: он опасается, что ЦБ в перспективе будет вынужден поднимать страховые тарифы.

Журналисты задавали Сергею Гущину многие уточняющие вопросы, но на многие из них сегодня ещё невозможно дать ответ – только время и практика покажет, как будет работать та или иная норма законопроекта. Сергей Гущин надеется, что у страховых компаний останется возможность выбора, оказывать ли пострадавшему возмещение в натуральной форме или в денежной. Но у потерпевших такого выбора точно не предусмотрено законом.