Курс валют: $ //-// € //-//
         
http://7info.ru/news/accents/strelka_oki_i_volgi/

«Стрелка» Оки и Волги
Литературный журнал «Нижний Новгород» обратил внимание на книгу поэта из Рязани Владимира Доронина.

Акценты   2052

Возникновение нового литературного журнала в пору, когда количество наименований и тиражи печатных изданий сжимаются, точно шагреневая кожа (© Оноре де Бальзака) – событие. Возможно, нижегородский опыт пригодится рязанскому литературному процессу?

 

«Хорошие тексты будут читать всегда»

 

Так называется интервью главного редактора журнала «Нижний Новгород», прозаика, поэта и издателя Олега Рябова газете «Саровская правда» в октябре 2015 года. Это прямая цитата из ответа Рябова на вопрос корреспондента, что может помешать литературному изданию сегодня нормально существовать – финансовые проблемы или падение читательского интереса. Рябов безапелляционно заявил, что хорошие тексты будут читать всегда. Сложностей финансового плана он не отрицает (в том же интервью сообщается, что литературный журнал «Нижний Новгород» уже выходил на стыке тысячелетий, до 2002 года, и был «погублен» сугубо материальными причинами), но о них главный редактор предпочитает не распространяться, ибо общеизвестно – глаза боятся, руки делают.

У журнала «Нижний Новгород» есть официальный сайт и группа , на которых можно скачивать новые номера, а также знакомиться с историей, развитием издания, текущими новостями (конференции, творческие вечера, встречи с писателями и другие проекты). Кстати, там же содержится и контактная информация, каковая, думаю, заинтересует рязанских авторов.

Выпуск журнала возобновился во Всероссийский Год культуры – 2014. По словам главного редактора журнала, это произошло благодаря финансовой поддержке Правительства Нижегородской области. В настоящее время возможна подписка на «Нижний Новгород» и приобретение его номеров в розницу (например, в магазине «Нижегородская старина» и газетных киосках города). Однако значительная часть тиража распространяется бесплатно: рассылается по 700 библиотекам, из них 600 находятся в Нижегородской области, а 100 – крупнейшие библиотеки страны. Журнал выходит раз в квартал. «Нижнему Новгороду» «всего» два года. На деле, по нашим временам это большое достижение, показывающее, что издающая команда на правильном пути. Но за невеликий в принципе отрезок времени журнал зарекомендовал себя как издание, уважаемое крупнейшими писателями и поэтами современности. В «Нижнем Новгороде» печатаются Захар Прилепин (который сказал о журнале: «Любой уважающий себя регион в России имеет литературный журнал. В Нижнем Новгороде работает одна из сильнейших литературных школ. Наших авторов знают по всей стране. И вот теперь мы получили «свой дом»), Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Игорь Золотусский, поэт-легенда Глеб Горбовский и многие другие величины. Редакция оказывает поддержку своим авторам в номинировании произведений, опубликованных в журнале, на современные литературные премии. Однако, думается, не только активная политика редакции в части продвижения авторов притягивает в журнал солидные имена (многим продвижение уже не нужно, они и так на слуху). Заслуживает уважения литераторов заявленная главным редактором политика «диалога между современными писателями и русскими классиками XIX – XX веков», о которой также в своём интервью говорил Олег Рябов. Она задаёт высокую планку отбора текстов для публикации. Лично меня порадовала направленность журнала на публикацию критических и литературоведческих материалов – Олег Рябов отмечает как недостаток сегодняшнего литпроцесса отсутствие школы профессиональной литературной критики, и, судя по всему, намеревается создать на страницах своего журнала критическую «площадку».

 

«Нестоличная история» Владимира Доронина

 

Для культурных проектов интернет весьма полезен: благодаря ему утрачивается такой грозный бич культуры, как региональность, локальность изданий. Между Нижним Новгородом и Рязанью порядка 700 километров, и пока бумажным тиражом журнала это расстояние не преодолено – однако для интернета километража не существует.

Недавно на сайте «Нижнего Новгорода» появился 4-й номер за 2015 год. Интернет-версию элементарно скачать по ссылке . В номере – замечательный очерк Захара Прилепина «Во тьме шагаю напрямик…» о расстрелянном в 1937 году поэте Борисе Корнилове, которого большинство знает только как автора залихватской советской «Песни о встречном», но наследие незаурядного автора значительно шире; подборка стихов поэта и прозаика Елены Крюковой, автора двух романов о современных святых – «Серафим» и «Юродивая» (памяти Ксении Петербургской); проза известного драматурга Фарида Нагима; литературные очерки Виктора Сосноры, одного из лидеров ленинградско-петербургской поэтической школы; последняя подборка стихов ушедшего в мир иной прошлой осенью поэта Валентина Устинова и некролог в его честь от товарища по перу Александра Боброва; статья Варвары Белоноговой «Горишь ли ты, лампада наша?..» к 195-летию литературного кружка «Зелёная лампа», в который входил Пушкин; и тот материал, который связывает нижегородский журнал с нашим городом. Может быть, это начало большой дружбы? – как говорилось в незабвенном фильме «Касабланка».

В «Нижнем Новгороде» состоялась публикация подборки стихов поэта Владимира Доронина (1935 – 2002): литературного деятеля, чья несчастливая судьба, долгое творческое забвение и постепенное – мелкими шагами – возвращение к читателю не раз освещались РИА «7 новостей». Три с лишним года назад, ко дню рождения Доронина (22 ноября) была опубликована статья «Владимир Доронин: талантливый читатель», а почти год назад, 17 апреля 2015 года, появилась новость о презентации первой и пока единственной книги стихов Владимира Доронина «Эпилоги». Стихотворная подборка входит на правах «открытия» в целый комплекс материалов под общим названием «Нестоличная история». За столь развёрнутую и профессиональную публикацию стоит сказать отдельное спасибо редакции «Нижнего Новгорода».

 «Нестоличная история» объединяет не только очерк вашей покорной слуги с кратким рассказом о Доронине, чьё имя неизвестно широкому читателю, и собственно стихи Доронина, но и критический отзыв автора «Литературной России» Сергея Морозова, активно пробующего свои силы в литературной критике. Видя частую периодичность появления статей Морозова на страницах газеты российских писателей, демонстрирующую неподдельный интерес к литературе, я как составитель книги Доронина рискнула предложить критику обозреть наше совместное с другими энтузиастами поэтическое детище. В литературном процессе в порядке вещей обратиться к коллеге и за «внутренней рецензией» (так называется разбор рукописи, сделанный для издательства или – в наши дни – для собственно автора, чтобы он решил, публиковать книгу, или она нуждается в доработке), и за рецензией для публики. В порядке вещей и несогласие критиков друг с другом, столкновение позиций, идеологий, представлений о прекрасном (как у нас с Сергеем Морозовым). За то, что человек издалека, не знакомый с нашим героем и не любящий, по его собственному признанию, разбирать стихи, взялся за дело, я коллеге благодарна.

Рецензия Морозова на книгу «Эпилоги» называется «Бессознательное поэзии» и в целом она недоброжелательна. Критик пеняет покойному поэту за чрезмерную автобиографичность его стихов, отражающих мелкие в принципе, малоинтересные для других события частной жизни (это есть у Доронина, правда, на мой взгляд, упрёк в автобиографичности диссонирует с упрёком в неискренности). По мнению Морозова, у Доронина «Есть стихи откровенные, обнаженные, излишне подробные в изложении поворотов личной жизни, но нет искренних, в которых человек не описывает себя, и даже не вглядывается, а изливается, раскрывает свою внутреннюю суть».  Достаётся ему и за «Позерство и пошлость («я дуэлянт»), неопрятность языка, бесконечные повторы, общая бедность метафор, отсутствие размашистого визуального поэтического ряда, интеллигентская манера мельчить, извиняться и дополнять, ужимки и расшаркивание». Когда человек, занятый интеллектуальным трудом, употребляет слово «интеллигент» и его производные в уничижительном контексте и с неодобрительным посылом,  это забавно и кажется попыткой интеллигента «выскочить» из собственной страты, кто знает, возможно, в связи с наступившей «модой» на «народность»… Но, как бы там ни было, ещё один профессиональный критический отзыв на книгу Доронина состоялся. В целом их было несколько, своего рода «лавровый венок» незамеченному при жизни поэту, и то, что в этот венок вплелась терновая веточка, лишь подчёркивало живость стихов Доронина – текст формальный, «неживой» не пробуждает в рецензенте стремления указать на недостатки. Критику виднее – он «вне», а не «внутри» текста, в который волей-неволей погрузилась я, работая над книгой; хотя я позволила себе письменно не согласиться с умозаключениями критика в постскриптуме к своей статье.

Вот этот «лавровый венок» вкупе со стихами был не без душевного трепета показан редакции «Нижнего Новгорода». В глубине души я была готова и к отказу в публикации на том справедливом основании, что нашим соседям Владимир Доронин незнаком, а неизвестных, но заслуживающих внимания поэтов в огромной Нижегородской области самих предостаточно (включая и в прошлом знаменитых – много ли мы знаем о том же Борисе Корнилове, которого Прилепин представил в неожиданном «человеческом» ракурсе!).   

Но редакция «Нижнего Новгорода» не только опубликовала материалы о Доронине, но и пошла дальше – запросила у Сергея Морозова ещё один отзыв – в качестве полемики с моей несогласной репликой. «Редакция сочла необходимым предоставить ему право на ответ», - поясняет публикация. За такой шаг примите нашу с коллегами по выпуску книги Доронина сердечную благодарность.

Отзыв Морозова называется «Жертвы пантеона» и сводится к бичеванию позиции «недооценённого гения», с чем нельзя не согласиться. Но есть нюанс. «Неизвестный – значит гениальный. Кто сделал эти слова синонимами?» - вопрошает Морозов. Готова поспорить, что ни во вступительной статье к книге «Эпилоги», ни в одном из моих очерков о Доронине и даже ни в одной рецензии нет про него слов «гений, гениальный». Видно, «гений» здесь, при всём сарказме, – «оговорка по Фрейду».  

Детали не скрывают главного. Журнал «Нижний Новгород» совершил, казалось бы, невероятное – поставил стихи практически безымянного поэта в центр публичной, печатной литературной полемики. Владимир Доронин, чей тираж посмертной книги составил дай Бог 200 экземпляров, чью книгу отказывались рассматривать критики, считающие себя именитыми (не из-за «мелкости» ли объекта, на котором не добавишь себе славы?), чьё значение для культурной истории Рязани пытаются и сейчас принизить иные его земляки, поминая, почему-то, в качестве контраргументов лишь «бомжиную» жизнь да склонность к алкоголю (конечно, ведь все выдающиеся рязанские поэты, начиная с Есенина, сущие трезвенники!) стал фигурой, достойной обмена мнениями. У меня этот факт не может вызвать ничего, кроме радости – быть может, как говорил в своей хрестоматийной строке Есенин, большое видится на расстоянье?..

В центре Нижнего Новгорода привлекает туристов природная достопримечательность – «стрелка» Оки и Волги. Метафизической «стрелкой» наших двух рек мне видится первый пример сотрудничества с журналом «Нижний Новгород».

 

«Быть провинциалом не стыдно»

 

«Быть провинциалом не стыдно» – пишет Морозов во второй полемической статье в «Нижнем Новгороде» и доказывает, что «непризнанным гением», особенно по собственной воле, быть стыднее. Не думаю, что непризнанным Владимир Доронин стал по своему горячему желанию, хотя теперь, за давностью лет и «туманностью» заключительного этапа его жизни, ни в чём нельзя быть уверенным – но соответствие этих слов биографическим данным теперь уже дело десятое. Важнее комплекс насущных проблем, к которым подводит чуткого читателя наша с Морозовым «переписка».  

Да, быть провинциалом не стыдно. Однако иногда трудно. Разницу уровня жизни в столицах и в провинции обмусолили многие журналисты, имея в виду социальные аспекты – качество дорог, обслуживания ЖКХ, медицинских услуг, тарифных ставок и прочих важных для жизни и здоровья вещей. О том, каково быть творческим провинциалом, пишут реже. Меж тем это «испытание на прочность» почище разбитых дорог. Как ни крути, провинция в литературном плане – это меньший круг возможности проявить себя, меньшее число вариантов применения творческих способностей, меньше шансов на обретение географически близкой «площадки» для высказывания. В Нижнем Новгороде возобновили выход литературного журнала (уровня совершенно «центрального»)  – а в Рязани писательская газета «Рязанское узорочье» несколько раз приказывала долго жить, и что с ней сейчас, мне неведомо. Не лучшая газета была, прямо скажем, в профессиональном плане, но была, своя, местная; а в общественно-политических рязанских газетах действенно – посредством гонорара – объясняют, что литературные рубрики интересны по гамбургскому счёту только их ведущим. Традиции выхода литературного журнала в Рязани не сложилось, ежегодный альманах «Литературная Рязань» ни в коем случае не заменяет периодическое издание, следящее за «новинками» здешних авторов. Конечно, есть иногородние журналы, но и планка качества там выше, начинающим, несостоявшимся писателям заинтересовать своим творчеством «дальние» журналы тяжело. О выпуске книг в центральных издательствах сейчас, в кризис, вообще лучше промолчать. Все эти обстоятельства складываются в замкнутый круг малой востребованности провинциального литератора по месту прописки. Что не прибавляет тому оптимизма. До проигрышной позиции «непризнанного гения» тут уже рукой подать – и честь и хвала тому, кто не сломается, не ступит на неё!.. А если кто ступил, чего он больше заслуживает – сочувствия или порицания?.. Вопрос открытый…

Елена Сафронова 



Комментарии

Комментарий успешно добавлен
Ошибка при добавлении комментария
RE: [Cancel]
Будьте первым, кто оставит комментарий